Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка учителя-дефектолога

Дата: 14 апреля 2022 в 16:18, Обновлено 3 сентября 2024 в 12:22
Автор: Шороп Т. А.

График работы

учителя-дефектолога

Бакланенко Ольги Евгеньевны

Дни недели

Рабочее время

Понедельник

8.30 – 11.00

Вторник

8.30 – 11.00

Среда

8.30 – 11.00

Четверг

8.30 – 11.00

Пятница

-

График работы

учителя- дефектолога

Зборовской Марины Юрьевны

Дни недели Рабочее время
Понедельник

15.15 – 17.15

Вторник

15.15 – 17.15

Среда

15.15 – 17.15

Четверг

15.15 – 17.15

Пятница

15.15 – 17.15

Что такое ПКПП?


    Пункт коррекционно-педагогической помощи (сокращенно «ПКПП») – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в другую (специализированную) группу.

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.

Поэтому  расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-дефектолог мог заниматься с детьми не только во время их свободной деятельности, но и  не в ущерб общеобразовательным занятиям.

Каких детей берут в ПКПП?

             В логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.

В логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В ПКПП  зачисляются  дети старших групп.

Все остальные, нуждающиеся в помощи дефектолога, ставятся на очередь (резерв).

Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если в ПКПП работает не один дефектолог, а два.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть в ПКПП?

            Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалиейдизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР

- НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

В каком режиме проходят занятия в ПКПП?

                Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября. Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития проводятся в период с 16 сентября по 25 мая. Фронтальные (с подгруппой детей) – 2 раза в неделю,  индивидуальные  занятия – 1 или 2 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия  в  ПКПП длятся от 15 до 25 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

            Так как логопедическая помощь требуется  большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.

Поэтому с  ПКПП в детском саду дети выводятся  не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется  другой ребенок  из стоящих на очереди (резерве).

Таким образом, ПКПП в детском саду – это открытая и крайне подвижная система.

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей дефектологу очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и  специалистов детского сада.

            Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации дефектолога, регулярно посещать консультации со специалистом, прорабатывать совместно с ребёнком полученный материал для закрепления, который выдаётся один раз в неделю в тетради. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребёнка.

   Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

-подготовительный,

-постановка звука,

-автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,

-этап дифференциации.

I.Подготовительный этап.

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

 – формирование направленной воздушной струи;

 – развитие мелкой моторики рук;

 – развитие фонематического слуха;

 – отработка опорных звуков. 

II. Этап постановки звука.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок  может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука.

 Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации.

 Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации. 

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.

К 1,5-2 годамребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения. 
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. 

К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

К 3 годамребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]). 
Дети 3-х лет
уже говорят развернутыми предложениями.

К 4 годаммалыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

К 5 годамребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

 

Речевые нарушения и причины их возникновения

         Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга.

         К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем научиться контролировать свою речь и речь окружающих.

         При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

         Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Например, вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка – сапка ит. д. Развитие правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда может привести к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

         Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Причины и виды речевых нарушений

         Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

         Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

         Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

         ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:

  1. Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-дефектолога, педагога-психолога;
  2. Выполнять назначения невролога;
  3. Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  5. Способствовать развитию всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

         Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

         У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

         Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с учителем-дефектологом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

         Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

         Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  1. выполнять все рекомендации учителя-дефектолога;
  2. обеспечивать регулярное посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;
  3. выполнять с ребенком домашние задания;
  4. осуществлять контроль за речью ребенка.
 

Почему важно выполнять рекомендации

учителя-дефектолога? 

Еженедельные методические рекомендации обязательны при работе с детьми с нарушениями речи. Без вашей помощи учитель-дефектолог не сможет решить коррекционные и развивающие задачи, ребенок не  преодолеет отставания в речевом развитии.
Тетрадь с рекомендациями вы получаете на выходные дни, а в понедельник приносите её в группу. В эти дни выполняете все задания: делаете артикуляционную гимнастику и упражнение на закрепление поставленного звука в изолированном произношении (упр. "Пароход гудит", "Свистелки", "Шипелки", "Заводи мотор" и тд) каждый день; проговариваете слоги, слова, предложения или учите стихотворение, чистоговорки, скороговорки для автоматизации поставленного звука в течение всех 4 дней. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.
Артикуляционную гимнастику и упражнения для закрепления поставленного звука в изолированном произношении следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, давая образец.
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка.
В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.
Оказывайте ребенку помощь, а не выполняйте за него задание.
Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.
Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Вместе мы все преодолеем!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.