Паслухай гімн Рэспублікі Беларусь
https://www.adu.by/images/gimn.mp3
Государственный флаг Республики Беларусь
Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага.
Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.
Государственный флаг Республики Беларусь поднимается или устанавливается:
- на здании резиденции Президента Республики Беларусь — постоянно;
- на зданиях Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь — постоянно;
- на здании Совета Министров Республики Беларусь — постоянно;
- на зданиях органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь — постоянно;
- на зданиях судов Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов — постоянно, а над зданиями, в которых проводятся заседания местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, — на время проведения заседаний;
- на зданиях, территориях и средствах передвижения дипломатических и консульских представительств, на зданиях торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей, на морских судах и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь или другие лица, представляющие Национальное собрание Республики Беларусь или Совет Министров Республики Беларусь, — в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
- в помещениях для голосования — в дни выборов и референдумов;
- в войсковых частях Республики Беларусь согласно войсковым уставам;
- на пограничных заставах и пропускных пунктах (таможнях) Государственной границы Республики Беларусь;
- на морских судах, судах речного флота, зарегистрированных в Республике Беларусь;
- на спортивных аренах — во время проведения чемпионатов и первенств Республики Беларусь, международных спортивных соревнований с участием национальных сборных и во время награждения белорусских спортсменов — победителей международных соревнований;
- на других объектах по распоряжению Президента Республики Беларусь, по решению Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
- Государственный флаг Республики Беларусь может быть поднят также на церемониях и других торжественных мероприятиях, проводимых государственными и общественными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни.
Государственный герб Республики Беларусь
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».
Изображение Государственного герба Республики Беларусь помещается:
- на здании резиденции Президента Республики Беларусь, на зданиях палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, министерств, государственных комитетов и других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, на зданиях местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, судов, органов Прокуратуры Республики Беларусь, на зданиях дипломатических и консульских представительств, торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей;в помещениях ряда других государственных учреждений;
- на печатях и бланках документов Президента Республики Беларусь, Парламента, Правительства, министерств, государственных комитетов Республики Беларусь и т.д.;
- на ценных бумагах, облигациях, почтовых марках и лотерейных билетах Республики Беларусь;
- на паспортах граждан Республики Беларусь, а также на дипломатических и других заграничных паспортах, выдаваемых гражданам Республики Беларусь;
- на пограничных столбах, устанавливаемых на Государственной границе Республики Беларусь, а также в пунктах пропуска через нее.
Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь»
Государственный гимн Республики Беларусь
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З “О государственных символах Республики Беларусь” и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь Мы, беларусы – мірныя людзі, Слаўся, зямлі нашай светлае імя, Разам з братамі мужна вякамі Слаўся, зямлі нашай светлае імя, Дружба народаў – сіла народаў – Слаўся, зямлі нашай светлае імя, |
Прослушать Государственный гимн Республики Беларусь
Государственный гимн Республики Беларусь исполняется:
- при вступлении Президента Республики Беларусь в должность – после принесения им Присяги;
- при открытии и закрытии сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
- во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний;
- во время проведения церемоний встреч глав иностранных государств, парламентов и правительств иностранных государств, посещающих Республику Беларусь с официальными визитами;
- при официальных церемониях возложения венков главами иностранных государств, парламентов и правительств;
- при проведении воинских ритуалов – в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь;
- при официальных церемониях во время спортивных соревнований на территории Республики Беларусь и за ее пределами – в соответствии с правилами организации этих соревнований.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
- при открытии памятников, памятных знаков и иных сооружений, посвященных знаменательным событиям в жизни Республики Беларусь, в честь знаменитых государственных, политических, общественных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, искусства и культуры;
- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;
- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.
Государственный гимн Республики Беларусь транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:
-ежедневно в начале и перед окончанием вещания, а при круглосуточном вещании – в 6 часов и в 24 часа;
-в новогоднюю ночь – после боя часов в 24 часа.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь при проведении Республикой Беларусь официальных мероприятий на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел Республики Беларусь, законами, правилами и обычаями государства пребывания.
Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны.
Интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами педагоги нашего учреждения учитывают педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой морали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-познавательные впечатления ребёнка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку. Чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.
Задачи патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования, а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.
История Беларуси: возникновение и развитие.
Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.
Содержание:
- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;
- национальный язык и его ценность;
- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
- сведения из истории семьи и страны: быт предков, родословная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники отечества.
В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).
Символы Беларуси.
Задачи: воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна.
Содержание:
- символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).
Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.
Достопримечательности Беларуси.
Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.
Содержание:
- исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
- природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;
- ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;
- места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
- национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.
Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.
Государственные и народные праздники.
Задачи: учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.
Содержание:
- государственные праздники: День конституции, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;
- национальные праздники: Рождество, Коляды, Масленица, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Дожинки, День памяти.
В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируются личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать накопленные эмоционально прочувствованные знания в творческой деятельности.
Люди, прославившие Беларусь.
Задачи: воспитывать уважение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.
Содержание:
- защитники отечества;
- исторические личности;
- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.
Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.
Народные промыслы и искусство.
Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметной развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).
Содержание:
- народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;
- народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;
- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, подготовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;
- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.
Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.
Белорусское народное творчество.
Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.
Содержание:
- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
- народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;
- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
- народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.
Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трёхэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образовательные области: от младшей до старшей группы содержание каждого направления обогащается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применяются различные его средства и методы.
Результативность патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.
БЕЛАРУСКIЯ СВЯТЫ I АБРАДЫ
Кожны высокаадукаваны чалавек павінен ведаць традыцыі і мову свайго народа. Таму трэба ўсвядоміць, што чым болей нацыянальнага ў выхаванні, тым мацней, духоўна багацей нацыя. Народныя святы і абрады садзейнічаюць далучэнню да розных відаў мастацтва, творчай дзейнасці і працоўных працэсаў. Патрэбна памятаць, што ў нашы дні няма натуральнага пераймання фальклору ад старэйшых. Таму ў той фальклор, які быў спрадвеку дарослым, дзяцей уводзяць штучна. Абавязкова трэба ўлічваць узроставыя асаблівасці дашкольнікаў, і не трэба вельмі падрабязна знаёміць іх з усімі святамі гадавога кола, толькі з тымі, якія будуць зразумелымі (гэта датычыцца і абрадавых дзеянняў, гульняў, танцаў, песняў, якія выконваюцца на тым ці іншым свяце).
Дзяцей трэба знаёміць з такімі народнымі гульнямі, песнямі, казкамі, танцамі, якія ім зразумелыя і цікавыя, адпавядаюць нашым сённяшнім эстэтычным патрабаванням. Гэта палажэнне павінна ўлічвацца пры адборы фальклорнага матэрыялу для выхавання дзяцей. Толькі пры такіх умовах народная творчасць можа арганічна, а не штучна ўвайсці ў іх жыццё.
Стрэчанне ці грамніцы - гуканне вясны. Гэтае свята ўвабрала ў сябе вобраз зімы і лета ў песенных гуртах, якія спрачаюцца паміж сабой песнямі.
Масленка. Святкуецца на восьмы дзень перад Вялікаднем. Гэта свята пачыналіся запускі, якія заканчвалі калядны мясаед.
Гуканне вясны. Гэтае свята характэрна для Усходняй Беларусі. Як і масленкавыя абрады песні і карагоды адбываліся на горках, бо так было бліжэй да неба. Кульмінацыя гэтага свята дасягалася 7 красавіка, калі адбываліся непасрэдна рытуальныя дзеянні і працягваліся да таго моманту, як узаруць поле.
Саракі. Свята прыпадае на 22 сакавіка. Яно адзначае дзень веснавого раўнадзенства. 3 гэтым святам канчаткова прыходзіць вясна.
Камаедзіца. Гэтае свята прыйшло з глыбокай старажытнасці. Адзначаецца перад Звесткаваннем. На гэта свята пакланяліся мядзведзю.
Вялікдзень. Гэтае свята лічыцца найвялікшым каляндарным святам. Яно складае выключную адметнасць, самабытнасць беларускага абрадава-святочнага каляндара. На гэта свята сутракалі Новы Год па сонечнаму календару. Святкавалася ў дзень вяснавога раўнадзенства. Потым стала перасоўным ад 4 красавіка да 8 мая. Апошняя нядзеля перад святам была Вербная нядзеля. У царкву заносілі галінкі вярбы, якія асвяшчалі святой вадой. Потым прынасілі дамоў і з'ядалі па аднаму пухірку, каб абараніцца ад маланкі, а рэшткі вярбы захоўвалі да наступнай Вербніцы.
Юр'я. Свята адзначалася 5 траўня. На ім ушаноўвалі сімвал парадку, вясны, росквіту прыроды. На лузе дзяўчаты выбіралі самую прыгожую, апраналі яе русалкай і надзявалі ёй вянок, вадзілі вакол яе карагоды і спявалі. На гэтае свята існуе шмат прыказак, прыкмет. Вось адна з іх: « Як дождж на Юр'я, то будзе хлеб у дурня».
Пахаванне стралы. У аснове гэтага свята ляжыць ахоўная магія ад маланкі. Цягнецца ад Вялікадня да Ушесця. На гэтае свята водзяць песні, карагоды, якія абараняюць ад маланкі.
Зялёныя святкі. Свята найвышэйшага росквіту прыроды. Вядома пад назвай Сёмухі, Тройцы. Святкуецца гэтае свята на семым і восьмым тыдні пасля Вялікадня. Гэтае свята з'яўляецца гімнам маці-прыродзе.
Купалле. Святкуецца з 6 на 7 ліпеня. Гэтае свята насычана прыгожымі язычніцкімі звычаямі і святкуецца ў гонар летняга сонца звароту. Сутнасць гэтага свята засталася некранутай да нашых дзён. Увасабленнем былі ачышчальныя вогнішчы, ачалавечаны вобраз жанчыны Купалы і нават яго дочкі.
Жніво. Гэтае свята з'яўляецца самым працяглым комплексам рытуалаў. Пачынала святкавацца ад 12 ліпеня да 27 верасня. Жніўныя абрады складалі аснову самай цяжкай працоўнай дзеі.
Пакровы. Адзначаліся ад 14 кастрычніка да 27 кастрычніка. На гэтае свята размяркоўваліся дні паміж дзяўчатамі, а 27 кастрычніка па надвор'ю меркавалі аб характары будучай жонкі, і называлі гэты час Дзівочым летам. На гэтае свята ў прыродзе адбываўся пераломны момант ад лета да зімы. "Прыйшла Пакрова і пытае, ці да зімы гатова." Пачынаючы з гэтага свята, моладзь пачынала збірацца на вячоркі, а хатнія справы спраўляліся з песнямі.
Дзяды. Кожны дзень тыдня меў сваё значэнне. Так субота мела быць днём ушанавання дзядоў, усіх памерлых. У гэты дзень кожны павінен быў успомніць лепшыя рысы прашчураў, аддаць ім належную павагу.
Зімовыя святкі. Пачыналіся посля постнай куцці (6 студзеня) і завяршаліся да Вадахрышча (19 студзеня). На гэтае свята адбываліся сапраўдныя тэатралізаваныя беларускія народныя карнавалы. Пачыналіся зімовыя святкі з Каляд (7 студзеня), якія былі ў гонар зімоваго сонцазвароту і каляднага месаеду пасля Піліпаўскага посту. На гэты язычніцкі абрад наслаівалася хрысціянскае свята нараджэнне Хрыстова - свята Раства. Неад'емным рытуалам з'яўляецца ўшанаванне продкаўдзядоў. Гэтаму прысвячалі тры ўрачыста-шанавальныя куцці:перадкалядная посная, багатая шчодрая і вадзяная. Гэтая дзея цягнулася ад 25 снежня да 2 студзеня.
Народныя святы і абрады спрыяюць:
– развіццю патрыятычных і нацыянальных пачуццяў;
- развіццю ўзаемаадносін дзяцей. Народныя святы і абрады з’яўляюцца тым сродкам, з дапамогай якога дзеці вучацца весці сябе цывілізавана і культурна;
- эрудыцый дзяцей. У працессе падрыхтоукі і правядзення свята значна пашыраецца слоунікавы запас дзяцей;
- таксама пашыраюцца веды аб народных традыцыях.
Виртуальная экскурсия в Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны:
https://my.matterport.com/show/?m=jK6tX26JL4t
Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой"
Военные мемориалы Гомельской области
Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"
Виртуальный тур по Дворцу Республики
http://palace.by/virtual_tour/
Мемориальный комплекс Хатынь
Гомель и Гомельская область
https://gsmu.by/upload/file/god_rodini/gomel.pdf
Фотоэнциклопедия Беларуси
Мозырь на все 360 градусов